За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

–19 апреля 1961 г. – 63 года со дня победы Кубы на Плайя-Хирон над американскими империалистами.». »

Левые коммунисты

 

 

Левые коммунисты. Кто это такие? Что они отстаивали? В чём состоят их убеждения и взгляды? Что думал о них В.И. Ленин? Как мы увидим ниже - все эти вопросы – не праздное любопытство, не интерес к историческим курьёзам, а самая, что ни на есть, актуальная, важная для нас, сегодняшних большевиков, информация.

Группа «Левые коммунисты» возникла в ленинской большевистской партии вскоре после Октябрьской революции. «Левые коммунисты» занимали руководящие посты в крупнейших партийных организациях, в том числе в Московской, Петроградской, Уральской. Фракционным центром «Левых коммунистов» было Московское областное бюро партии. «Левые коммунисты» издавали газету «Коммунист», выходившую как орган Петербургского комитета и Петроградского окружного комитета РСДРП(б) с 5 по 18 марта 1918 года в Петрограде; с 20 апреля по июнь 1918 года - журнал «Коммунист» в Москве (вышло 4 номера).

В условиях 1918 года, триумфального шествия Советской власти, у части членов партии возникла иллюзия столь же лёгкого и быстрого решения всех внешнеполитических и внутренних хозяйственных проблем. Неверно оценивая реальную обстановку, «Левые коммунисты» призывали немедленно «делать» революцию в других странах, считая, что все трудности перехода к мировой революции будут разрешены с помощью единовременной битвы с империализмом. Они отстаивали авантюристический тезис о необходимости «подтолкнуть» развитие революционного процесса в мире путём «революционной войны» против « всесветной буржуазии ». Ленин назвал нелепостью и вздором стремление «Левых коммунистов» свергнуть империализм вмешательством извне, без учёта внутренних условий и степени зрелости классовой борьбы в той или иной стране. Он называл безумцами и провокаторами людей, которые считали, «... что революция может родиться в чужой стране по заказу...».

Особенно острой борьба против «Левых коммунистов» была по вопросу о заключении «похабного» Брестского мира 1918 года, о выходе страны из империалистической войны (VII экстренный съезд партии, 6-8 марта 1918 г, переименование РСДРП(б) в РКП(б)).

«Левые коммунисты» считали принципиально недопустимым мир с империалистическими странами. Ленин указывал, что «Левые коммунисты» полностью оторвались от реальной действительности, т.к. социалистическая республика среди капиталистических стран не могла бы, с точки зрения подобных взглядов, «... существовать, не улетая на луну». «Левые коммунисты» призывали лучше погибнуть «с честью и с высоко поднятым знаменем», чем идти на подписание грабительского мира с Германией. Московское областное бюро РСДРП(б) в своей резолюции 24 февраля 1918 года заявило даже о целесообразности «утраты Советской власти» якобы «в интересах международной революции...». Ленин назвал это предложение странным и чудовищным, показал, что поведение «Левых коммунистов» - результат растерянности и страха перед империализмом, неверия в победу пролетарской революции, что на деле они помогали германским империалистам разгромить молодую, ещё не окрепшую Советскую республику.

Накануне VII съезда в марте 1918 года большинство партийных организаций высказалось за ленинскую линию ЦК. Съезд принял ленинскую резолюцию, одобрявшую заключение мира с Германией. Потерпев поражение на съезде, «Левые коммунисты» продолжали борьбу. В апреле 1918 года они выступили с «Тезисами о текущем моменте» в противовес ленинским тезисам «Об очередных задачах Советской власти». «Левые коммунисты», отрицая необходимость переходного периода, ратовали за немедленное «введение» социализма методами «кавалерийской атаки на капитал», изданием соответствующих декретов и «коммунизации быта». «Левые коммунисты» предлагали форсировать отмену денег и т. п., насаждали сепаратизм, отстаивали децентрализацию государственного и хозяйственного управленческого аппарата, были против использования буржуазных специалистов.

Через несколько дней после Ноябрьской революции в Германии, последовавшей за военным поражением Германской империи, Советское Правительство расторгло Брестский мир. Германские войска панически «драпали» с временно оккупированных территорий. Ход исторических событий блестяще показал полную правоту позиции В.И.Ленина по вопросу заключения Брестского мира. Вовсе не следует думать, что «Левые коммунисты» - только Брестский мир и события 1918 года. На VIII съезде РКП(б) часть «Левых коммунистов» выступала как «Военная оппозиция». Позже часть «Левых коммунистов» оформилась в группу «демократического централизма» - «децистов». Можно вспомнить в контексте «леваков» и «Рабочую оппозицию» (Шляпников и Коллонтай), «Рабочую группу» (Г. Мясников), децистов (Т. Сапронов и В. Смирнов).

«Левый коммунизм» «пророс» и в странах Западной Европы, в первую очередь – Германии, Голландии, Италии. Коминтерн для «леваков» оказался слишком «оппортунистичен» и они из него вышли в середине и конце двадцатых годов. Для них было характерно непризнание ленинского положения о возможности «построения социализма в одной отдельно взятой стране» и категорическое требование: « Даёшь мировую революцию!». Конечно, для «Левых коммунистов» И.В. Сталин был злейшим врагом. В гениальной работе «Детская болезнь левизны в коммунизме» В.И. Ленин разгромил все основные положения идеологии и отечественных, и заграничных «леваков». Полезно знать по «левакам» также его работы: «О революционной фразе», «Странное и чудовищное», «О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности». Вот некоторые ключевые фразы из этих работ:

«Надо воевать против революционной фразы, приходится воевать, обязательно воевать,чтобы не сказали про нас когда-нибудь горькой правды:«революционная фраза о революционной войне погубила революцию».

Марксизм требует от нас самого точного, объективно проверяемого учёта соотношения классов и конкретных особенностей каждого исторического момента. Мы, большевики, всегда старались быть верными этому требованию, безусловно обязательному с точки зрения всякого научного обоснования политики.

«Со всей решительностью отклонить всякий компромисс с другими партиями... всякую политику лавирования и соглашательства », — пишут германские левые в франкфуртской брошюре. Удивительно, что при таких взглядах эти левые не выносят решительного осуждения большевизму! Не может же быть, чтобы германские левые не знали, что вся история большевизма, и до и после Октябрьской революции, полна случаями лавирования, соглашательства, компромиссов с другими и в том числе с буржуазными партиями!

Победить более могущественного противника можно только при величайшем напряжении сил и при обязательном, самом тщательном, заботливом, осторожном, умелом использовании как всякой, хотя бы малейшей, «трещины» между врагами, всякой противоположности интересов между буржуазией разных стран, между разными группами или видами буржуазии внутри отдельных стран, — так и всякой, хотя бы малейшей, возможности получить себе массового союзника, пусть даже временного, шаткого, непрочного, ненадёжного, условного. Кто этого не понял, тот не понял ни грана в марксизме и в научном, современном, социализме вообще.

Пролетарский авангард идейно завоёван. Это главное. Без этого нельзя сделать и первого шага к победе. Но от этого еще довольно далеко до победы. С одним авангардом победить нельзя. Бросить один только авангард в решительный бой, пока весь класс, пока широкие массы не заняли позиции либо прямой поддержки авангарда, либо, по крайней мере, благожелательного нейтралитета по отношению к нему и полной неспособности поддерживать его противника, было бы не только глупостью, но и преступлением».

ЦК ВКПБ

Вы здесь: Главная Информация 2016 год Левые коммунисты