За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

28 марта -12 мая 1944 г. – ТРЕТИЙ СТАЛИНСКИЙ УДАР – освобождение г. Одессы, Крыма и г. Севастополя.»

Восьмой Сталинский удар Красной Армии

 

 

К 70-й годовщине освобождения

Советской Прибалтики

от немецко-фашистских захватчиков

 

Восьмой Сталинский удар Красной Армии

Проживающие сегодня в Латвии, Литве и Эстонии ветераны Великой Отечественной войны семидесятую годовщину освобождения Прибалтики от гитлеровских завоевателей встречают в нелёгкое время. Волей политической элиты этих стран из защитников Родины они в одночасье превращены в «оккупантов», лишены заслуженных прав, зачастую подвергаются судебному преследованию. Это происходит на фоне реализуемой Вильнюсом, Ригой и Таллином политики героизации бывших военнослужащих эсэсовских формирований, а также местных пособников нацистов, включая предоставление им государственных дотаций. С запретом советской символики и сносом советских памятников в Прибалтику вернулась фашистская идеология. Национализм в этих странах сочетается с холуйством буржуазных властей перед западными хозяевами, как и в тридцатых - сороковых годах прошлого столетия.

Подготовленный к 2 апреля 1941 года министром по восточным делам Розенбергом жесткий план колонизации территории прибалтийских республик, Гитлер отверг как слишком мягкий. По его мнению, вермахт обладал достаточной силой, чтобы не только разгромить Красную Армию, но и без помощи местных националистов держать в повиновении покоренные народы. Поэтому Гитлер требовал в процессе колонизации восточного пространства не делать снисхождения ни одному народу и не создавать никаких марионеточных государств.

Накануне вероломного нападения фашистской Германии на СССР советские органы госбезопасности нанесли серьезный удар по националистическому подполью в Прибалтике. Однако полностью ликвидировать его не удалось. Когда началась война, уцелевшая часть националистов с оружием в руках выступила против советской власти. Националисты изо всех сил старались облегчить фашистским захватчикам оккупацию советской Прибалтики. Однако в начале войны, когда гитлеровцы были твердо убеждены в «ближайшем разгроме Советов», они не особенно считались с вожделениями своих националистических прислужников. Обобществленные советской властью предприятия они передали не прежним владельцам, а германским капиталистам. Землю и все другие природные богатства прибалтийских республик гитлеровцы объявили собственностью специально созданного объединения германских монополистов «Остланд компания». Это был удар по планам националистов. Вслед за тем фашисты лишили их даже видимости политической власти. Националисты покорно сносили эти пощечины и с не меньшим усердием продолжали служить захватчикам. Гитлеровцы весьма охотно пользовались услугами националистов в низовом звене своего оккупационного аппарата, а также в полиции и других карательных учреждениях.

Прибалтийские националисты активно участвовали в зверствах, истязаниях и расстрелах советских людей. Их руки обагрены кровью тысяч русских, латышей, эстонцев, евреев, белорусов, поляков. Более чем трёхлетняя гитлеровская оккупация принесла народам Прибалтийских республик неисчислимые бедствия. В Литве, Латвии и Эстонии фашисты уничтожили более 1млн.100 тыс. советских граждан. Многие десятки тысяч людей томились в концентрационных лагерях и тюремных застенках.

К середине сентября 1944 года, в результате успешного наступления Красной Армии в Белоруссии, положение германской армии в Прибалтике значительно ухудшилось. Её группа армий «Север» оказалась глубоко охваченной с юга и прижатой к Балтийскому морю на относительно небольшой территории. Гитлеровцы спешно создавали новый оборонительный рубеж от Финского залива до Немана. Особенно сильно было укреплено рижское направление. Здесь враг сосредоточил крупные силы (группа армий «Север» и часть сил группы армий «Центр»). Гитлеровское командование стремилось во что бы то ни стало удержать Прибалтику. Оно ясно понимало, что утрата этого стратегически важного района ещё более ухудшит военно-политическое и экономическое положение Германии, неблагоприятно повлияет на её взаимоотношение со Швецией, откуда рейх получал высококачественные стали, железную руду и другое стратегическое сырьё. Потеря Прибалтики вела к резкому ухудшению базирования и затруднению боевой деятельности немецко-фашистского флота на Балтийском море. Освободив Литву, Латвию и Эстонию, Красная Армия получала удобные исходные рубежи для вступления в Восточную Пруссию.

29 августа 1944 года Ставкой Верховного Главнокомандования войскам Ленинградского фронта (командующий Маршал Советского Союза Л.А. Говоров), войскам 3-го (командующий генерал армии И.И. Масленников), 2-го (командующий генерал армии А.И. Ерёменко) и 1-го (командующий генерал армии И.Х. Баграмян) Прибалтийских фронтов, войскам 3-го белорусского фронта (командующий генерал армии И.Д.Черняховский) была поставлена задача, во взаимодействии с силами Краснознамённого Балтийского флота (командующий адмирал В.Ф. Трибуц), сокрушить противостоящие силы противника и продолжить освобождение территории советских Прибалтийских республик. Замысел Ставки ВГК предусматривал отсечение оборонявшейся в Прибалтике группировки противника от Восточной Пруссии ударами войск Прибалтийских фронтов по сходящимся направлениям на Ригу и войск Ленинградского фронта совместно с Краснознамённым Балтийским флотом на таллиннском направлении, с последующим расчленением группировки вермахта и уничтожением её по частям.

В короткий двухнедельный период подготовки к наступлению фронты провели значительную перегруппировку войск, накопление боеприпасов, горючего, смазочных материалов и продовольствия. В боевой подготовке личного состава главное внимание уделялось отработке прорыва вражеской обороны, форсирования водных преград.

Партийно-политическая работа в частях и на кораблях велась под девизом «Освободим Советскую Прибалтику от немецко-фашистских захватчиков!». Большое место в ней занимали вопросы обеспечения тесного взаимодействия сухопутных войск, авиации и флота. Добиваясь усиления влияния коммунистов на личный состав, политорганы проявляли заботу о росте партийных рядов за счёт передовых бойцов, отличившихся в боях. В результате в войсках значительной стала партийная прослойка. К началу наступления на 1-м Прибалтийском фронте насчитывалось 173190 коммунистов, на 2-м Прибалтийском фронте – 113970 и на Ленинградском – 173433 членов и кандидатов в члены ВКП(б).

К началу операции наступающая группировка Красной Армии превосходила противника: в людях – в 1,3 раза, в артиллерии, танках и самоходных артиллерийских установках – в 2,5 раза, в самолётах – в 6,6 раза.

Прибалтийская стратегическая наступательная операция проводилась с 14 сентября по 24 ноября 1944 года и включала в себя четыре объединённых общим замыслом операции: Рижскую межфронтовую (14 сентября – 24 ноября), Таллиннскую фронтовую (17-26 сентября), Моонзундскую десантную (24 сентября – 24 ноября) и Мемельскую межфронтовую (5 - 22 октября) наступательные операции. Координацию действий трёх Прибалтийских фронтов до 1 октября осуществлял Маршал Советского Союза А.М. Василевский. 1 октября на него было возложено руководство операциями 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов, а на маршала Советского Союза Л.А. Говорова (с оставлением за ним обязанностей командующего Ленинградским фронтом) операциями 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов.

14 сентября войска трёх Прибалтийских фронтов, начав Рижскую межфронтовую наступательную операцию, перешли в наступление, нанося врагу рассекающие удары в заданных направлениях. 17 сентября войска Ленинградского фронта при поддержке сил Краснознамённого Балтийского флота приступили к выполнению Таллиннской фронтовой наступательной операции. Прорвав оборону противника, 22 сентября заняли столицу Эстонии Таллин и, успешно развивая наступление, к 26 сентября освободили всю территорию Эстонии, кроме Моонзундских островов. В связи с ожесточенным сопротивлением на рижском направлении немецких войск, усиленных частями, отступившими из Эстонии, создавалась угроза их выхода в Восточную Пруссию. Поэтому Ставка ВГК 24 сентября приняла решение о переносе усилий 1-го Прибалтийского фронта с рижского направления на мемельское, где вражеская группировка была значительно слабее.

27 сентября Ленинградский фронт совместно с Краснознамённым Балтийским флотом, освобождая острова, начал Моонзундскую десантную наступательную операцию. 5 октября войска 1-го Прибалтийского фронта при содействии сил 3-го Белорусского фронта приступили к выполнению Мемельской межфронтовой наступательной операции, нанося удар в направлении Мемеля (Клайпеды). В ночь с 5 на 6 октября войска 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов возобновили наступление на Ригу. Под воздействием удара на мемельском направлении командование группы армий «Север» c 6 октября приступило к поспешному отводу войск из района Риги в Курляндию (западная часть Латвии). 10 октября войска 1-го Прибалтийского фронта вырвались на побережье Балтийского моря севернее и южнее Мемеля (Клайпеды) и блокировали город-порт с суши. Другая группировка фронта вышла на границу с Восточной Пруссией. В этот же день войска Ленинградского фронта во взаимодействии с Краснознамённым Балтийским флотом освободили четыре из пяти островов Моонзундского архипелага.

15 октября войска 2-го и 3-го Прибалтийских фронтов освободили Ригу. Директивой Ставки ВГК от 16 октября 3-й Прибалтийский фронт был упразднён, и пополнил силы Ленинградского, 1 и 2-г Прибалтийских фронтов. Войска Прибалтийских фронтов продолжили наступление и к 22 октября блокировали в Курляндии основные силы группы армий «Север», завершив Рижскую операцию.

В тот же день войска 3-го Белорусского фронта отбросили противника за Неман. 24 ноября войска Ленинградского фронта завершили Моонзундскую десантную операцию, окончательно очистив территорию Эстонии от захватчиков.

Таким образом, в результате наступления Красной Армии на прибалтийском стратегическом направлении, группа армий «Север» потерпела новое крупное поражение. Из 59 её дивизий подверглись разгрому 26, а 3 были полностью уничтожены. С утратой Прибалтики фашистская Германия лишилась выгодного стратегического района.

И.В Сталин 6 ноября 1944 года в докладе, посвящённом 27-й годовщине Великой Октябрьской революции назвал итоги Прибалтийской стратегической наступательной операции: «Восьмой удар был нанесен в сентябре-октябре этого года в Прибалтике, когда Красная Армия разбила немецкие войска под Таллинном и Ригой и изгнала их из Прибалтики. В результате этого удара: а) была освобождена Эстонская советская республика; б) была освобождена большая часть Латвийской советской республики; в) была выведена из строя союзница Германии - Финляндия, которая объявила войну Германии; г) более 30 немецких дивизий оказались отрезанными от Пруссии и зажатыми в клещи в районе между Тукумсом и Либавой, где они теперь доколачиваются нашими войсками».

За выдающиеся боевые успехи 131 часть и соединение получили почётные наименования Таллиннских, Валгинских, Рижских и других. 481 часть и соединение и многие тысячи солдат и офицеров удостоились высоких наград. Звание Героя Советского Союза было присвоено 112 воинам. Морские лётчики подполковники А.Е. Мазуренко, В.И. Раков и Н.В. Челноков были вторично награждены медалью «Золотая Звезда». В боях за освобождение Прибалтики активное участие принимали воины эстонских, латышских и литовских национальных частей и соединений. Их доблесть и героические подвиги неоднократно отмечались в приказах Верховного Главнокомандующего. Свидетельства самоотверженной борьбы эстонцев, латышей и литовцев против немецко-фашистских захватчиков опровергают измышления буржуазной пропаганды о том, что якобы эти народы приветствовали немецкие войска «как своих освободителей». Сравнение подъёма экономики Прибалтийских республик в советское время и их положения в финансовой кабале западных банков наглядно показывает современным, теряющим работу, трудящимся преимущества социализма и ложь буржуазной пропаганды.

В.Красавин

Челябинск

Вы здесь: Главная Информация 2014 год Восьмой Сталинский удар Красной Армии