За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

–23 апреля 1920 г. – Статья И.В. Сталина « Ленин как организатор и вождь РКП» напечатана в газете « Правда». 23 апреля 1929 г. – 95 лет как открылась XVI Конференция ВКП (б), принявшая план первой пятилетки. Принято Обращение к рабочему классу СССР о развёртывании социалистического соревнования.». »

Премудрёная страна

О сказке «Конек-Горбунок», ее авторе, а также про их недоброжелателей  



Главному редактору «Советской России» 
В.В. ЧИКИНУ
Уважаемый Валентин Васильевич! Посылаю к 200-летию П.П. Ершова статью, где касаюсь биографии автора «Конька-Горбунка», заодно защищаю его, как могу, от наветов, распространяемых в последнее время. На этой веселой и мудрой сказке, издававшейся при советской власти более двухсот раз огромными тиражами, выросло не одно, вместе с нашим, поколение людей, вот злопыхатели и не успокаиваются, боясь острого народного слова. Новых успехов Вам, Валентин Васильевич, в отстаивании духовных ценностей русского и советского народа. 
Сердечно – 
Эдуард ШЕВЕЛЁВ
 
 
Русские гении всегда заявляли о себе смолоду. Да так, что завистникам оставалось лишь локти кусать. А у кого из завидующих таланты народные и вовсе поперек горла стоят, покуситься пробуют и на самих гениев. Откусят кусочек биографии, пожуют дурными зубами, да и выплевывают свою жвачку на услужливо подвернувшиеся печатные страницы...      
Создатель великой русской сказки «Конек-Горбунок» Петр Павлович Ершов (1815–1869), чей 200-летний юбилей отмечается 6 мая 2015 года, при жизни тоже испытывал гонения от цензоров, среди коих случались и литераторы, но мало-помалу все как-то образовывалось. Обучаясь на философско-юридическом факультете Петербургского университета, сказку свою он закончил в начале 1834 года, и сразу показал ее профессору П.А. Плетнёву. А тот пришел в столь большой восторг, что прямо на лекции стал читать отрывки из рукописи, представив студентам и смущенного восемнадцатилетнего автора. Потом он поможет Ершову опубликовать первую часть в «Библиотеке для чтения», а вскоре сказка выйдет и отдельной книгой. Когда же четвертое издание «Конька-Горбунка» запретят и спустя тринадцать лет обратно разрешат, то Ершов, в 1856 году, с облегчением напишет: «Конек мой снова поскакал по всему русскому царству. Счастливый путь!.. Заслышав, тому уже 22 года, похвалу себе от таких людей, как Пушкин, Жуковский и Плетнёв, и проскакав в это время во всю долготу и широту русской земли, он очень мало думает о нападках господствующей школы и тешит люд честной, старых и малых, и сидней и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, т.е. до скончания века». И верно ведь. Уже какое поколение читателей повторяет сегодня скоро врезающиеся в память строки...
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе – на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
 
Но прошел век, минует другой, и откуда ни возьмись, и не где-нибудь, а в столичном городе Москве, вдруг выскакивают лукавцы и начинают без зазрения совести и без фактов уверять, будто сказку ту написал... Пушкин, попутно компрометируя и Александра Сергеевича. Им, видите ли, показалось, что создать в 18 лет такую выдающуюся вещь невозможно, а Пушкину, мол, нужна была «заначка», от жены укрытая, ну он, дескать, и подбил своих приятелей П.А. Плетнёва и А.Ф. Смирдина, издателя с доходной книжной лавкой на Невском проспекте, устроить некую «мистификацию», уговорив подписать ее именем студента Петра Ершова. Хотя от «версии» этой за версту несет пошлостью и глупостью, после ельцинского кровавого госпереворота любые наветы на русский народ годились, и ее немедля подхватили «Новые известия», «Общая газета», «Новая газета», весьма близкие к официальным кругам. Кто-то все-таки обратился за разъяснениями в Пушкинскую комиссию, возглавляемую видным пушкиноведом В.С. Непомнящим, и получил недвусмысленный ответ: «Выдумку нельзя опровергнуть». Ему же доподлинно известно сказанное Пушкиным по прочтению «Конька-Горбунка»: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». Как и свидетельство барона Е. Розена, что «Пушкин заявил в то же время намерение содействовать Ершову в издании этой сказки с картинками и выпустить ее в свет по возможно дешевой цене в огромном количестве экземпляров для распространения по России, но при недостаточных средствах автора и по случаю смерти Пушкина намерение это не выполнилось». 
И что за люди, эти придумщики «новой версии» авторства знаменитого творения! Эта «троица», если не сказать «тройка», – А.А. Лацис, В.Г. Перельмутер, В.А. Козаровецкий. От специалистов возражений и слышать не хотят, твердят о своем якобы «открытии» да и только. С некоторых пор, правда, поутихли немного: первый отошел в мир лучший, второй обретается на жительстве за рубежом. Зато третьего ни в какую не унять. И устно, и письменно продвигает он их лживую «сенсацию», походя зачем-то похваляясь, что «не уехал» из «страны», в которой, видите ли, «оказался», объясняя с едва скрываемой злобой причину сего «русским воспитанием». Тогда съездил бы к юбилею Петра Павловича на его малую родину, в Тюменскую область, в старинный русский город Ишим. Зашел бы в Богоявленский собор, где будущего поэта крестили, побывал бы в интереснейшем Культурном центре П.П. Ершова с единственной в стране экспозицией, рассказывающей о жизни и творчестве автора сказки «Конек-Горбунок», посетил бы Ершовские чтения, послушал профессионалов. В этом 65-тысячном городе, чистом и любовно ухоженном, жители вообще бережно относятся к прошлому: не позволяют ветшать домам, восстанавливают памятники истории и культуры. Недавно на Октябрьской площади, например, установили на высоком постаменте отреставрированный бюст И.В. Сталина. И пусть ехать из Москвы, конечно, далековато, но все же город-то «не на небе – на земле». Там можно, кстати, ознакомиться и с настоящим открытием – неизвестным стихотворением Ершова про нашу страну, в собрания сочинений его не попавшем, написанным не без критики, но с сыновней любовью: 
Наша матушка Россия 
Премудреная страна:
Расставляет запятыя
Наблюдателю она...
..........................................
То заснет – хоть из царь-пушки
Ты греми над ней – она
Не поднимется с подушки,
Лишь почешется со сна.
То вдруг встанет – трях кудрями,
Грудь могучую вперед,
И пошла качать горами,
Так что тряс кругом идет....
 
Отчий дом вечен и всегда притягивает человека, в каких бы далях он ни оказывался. А Петр Павлович Ершов родился неподалеку от Ишима, в деревне Безруково, 6 марта (22 февраля по старому стилю) 1815 года. Отец поэта, Павел Алексеевич, служил «частным комиссаром» в Тобольской (позже – Тюменской) губернии. И хоть в обязанности его входило «наблюдение за благосостоянием крестьянских волостей и разбор маловажных тяжеб и споров», сам «наблюдатель» сколь-либо заметным благосостоянием не отличался. Под стать была и мать, Ефимия Васильевна, дочь купца средней руки. В поисках лучшей доли Павел Алексеевич место службы нередко менял, и Петр маленьким мальчиком увидел Крепость Святого Петра (Петропавловск), Омск, Берёзов, Тобольск, куда ссылали «неблагонадежных», в том числе и декабристов. Советский исследователь ершовского творчества В.Г. Утков совершенно верно подчеркивает: «Разнообразные картины природы, общение с ямщиками и крестьянами, знакомство с жизнью народов Сибири, зимние вечера в дороге, заполненные сказками и рассказами бывалых людей, оставили в памяти Ершова неизгладимый след. Впечатления детства сказались впоследствии и на выборе жанра (песня, сказка) литературных произведений, на богатстве и красочности их языка...» А с какой живописной фантазией изображает автор персонажей животного мира – лошадей, бобров, дельфинов, осетров, сельдей, Чудо-юдо рыбу-кит, Ерша – гуляку-забияку!
Но до всего этого нет дела «сенсационному литературоведению», похожему в своих антиисторических поползновениях скорее на клеветническое литературоведение. В борьбе с подобными явлениями следовало бы не только доводить аргументы истинных ученых-специалистов до широкого читателя, но и пропагандировать великую эту сказку другими средствами художественного творчества, открывая с ее помощью новые творческие горизонты. Напомним, к примеру, как в Ленинграде режиссер и педагог А.А. Брянцев поставил и показал 22 февраля 1922 года в зале бывшего Тенишевского училища спектакль «Конек-Горбунок», и он, спектакль, положил начало созданию первого в России театра для детей. Александр Александрович Брянцев руководил Ленинградским Театром юного зрителя, носящим теперь его имя, на протяжении сорока лет, а тот первый спектакль, где Иванушку играл замечательный советский актер Борис Петрович Чирков, идет и по сей день, привлекая к участию все новые и новые поколения артистов. Мне довелось брать интервью у Александра Александровича, привожу запись его слов, сохранившуюся в старом блокноте: «Нынче «Конек-Горбунок» стал символом нашего ТЮЗа. Но и тогда, выбирая дебютное произведение, мы не сомневались – лучше сказки Ершова не найти. Тут есть все, что нужно для воспитания души юного человека – патриота своего Отечества, строителя его и его защитника».
Не пройдет и двадцати лет, как эти качества понадобятся в Великой Отечественной войне против фашистских оккупантов. И уже кинорежиссер Александр Роу снимет фильм по ершовской сказке, где роль Иванушки блистательно сыграет Петр Мартынович Алейников, показав своего героя умным, отважным, находчивым, и уж никак не дураком, а хитровато прикидывающимся им для пользы благородного дела. Доброта, открытость, любознательность, трудолюбие, любовь к родной Русской земле, смелость, самопожертвование, как показывали режиссер с актером, это и есть главные качества русского народа, отразившиеся в народном творчестве, откуда черпал вдохновение и образы Петр Павлович Ершов. Нельзя не отметить, что многие качества эти были свойственны и самому Ершову. Немало горя, невзгод, лишений пришлось испытать ему, но он никогда не падал духом, заботился о близких, всегда сверял собственные поступки с нуждами Родины. После выхода «Конька-Горбунка» его охотно печатают журналы и альманахи, он вхож в литературные гостиные и мог бы, казалось, неплохо устроиться в Петербурге, но...
...В конце 1834 года Ершов подает прошение в министерство просвещения, чтобы его направили в Тобольск, учителем гимназии, и добивается своего. Дело в том, что в 1933 году скоропостижно скончался его отец, а немного позднее и старший брат Николай, одаренный математик, надо было кормить мать, к тому же и он видит себя не на одном лишь поэтическом поприще. В стихотворении «Прощание с Петербургом» он пишет: «На небе родины далекой меня другое солнце ждет», имея в виду и совместный план со своим другом К.И. Тимковским, внуком известного землепроходца-исследователя Г.И. Шелехова, посвятить всю жизнь изучению Сибири, ее истории, ее людей, ее богатств. Плану этому полностью не суждено было осуществиться, но Ершов не отчаивается, оставаясь по мере возможности верным товарищеской мечте. Безусловно, вспоминая Пушкина, в стихотворном обращении к Тимковскому, он так определяет свою жизненную позицию:
Какая цель! Пустыни, степи
Лучом гражданства озарить, 
Разрушить умственные цепи
И человека сотворить.
Воздвигнуть падшие народы,
Гранитну летопись прочесть
И в славу витязей свободы
Колосс подоблачный вознесть.
Это он и про педагогическую деятельность. «Учитель не должен стеснять свободу воображения ученика, а наоборот, обязан будить в ученике самодеятельность, живость и быстроту ума», – записывает в проекте своей «Программы словесности» Петр Павлович. В 1840-х годах он пишет содержательный «Курс словесности» и, главное, «Мысли о гимназическом курсе», где выдвигает передовые идеи обучения, предлагая, скажем, занятия и экзамены ученикам заканчивать в мае, а летом заниматься путешествиям по родному краю, делать театральные постановки; в учебной программе, наряду с расширением программ по естественным наукам, хозяйству, музыке, предусмотреть также занятия гимнастикой и плаванием. В 1857 году Ершова назначают директором гимназии и начальником дирекции училищ Тобольской губернии. Работая на этих постах, он добивается расширения учебных библиотек, увеличения материального содержания казенных учащихся, введения преподавания естественной истории, содействует открытию женских школ, проводит методические занятия с молодыми учителями. Однако здоровье его уже подточено, многочисленная семья отнимает немало сил, которые идут, увы, на убыль, и в 1862 году Петр Павлович уходит в отставку. Литературной работой приходится заниматься меньше, а ведь он начал писать уже и прозу, требующую много времени, большого физического напряжения. Скончался П.П. Ершов 30 августа 1869 года. Похоронили его в Тобольске, на старом Завальном кладбище. Позднее на могиле будет установлен мраморный памятник с надписью: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».
Да, сказка П.П. Ершова воистину народна. И по содержанию, и по лексике, и по сюжетным приемам, и по социальному составу персонажей, и по философскому и идейному смыслу. Ее по праву можно называть поэмой или романом в стихах. При всей сказочности произведения, тут что ни сцена – будь то столичный конный базар, встреча с городничим, интриги в царском дворе, море-окиян с земским судом и рыбами-чинами вплоть до советника-сома – все они выписаны в реалистической манере, с юмором вполне жизненного, бытового характера. Да и на небе жизнь похожа на земную: Месяц и Солнце живут «будто город с деревнями». Симпатии автора сказки очевидны: Иван, меньшой крестьянский сын, талантлив, но скромен, старшие же братья, его обворовавшие, хоть и считаются умнее, но только потому, что норовят жить за чужой счет. Недаром Демьян Бедный писал, что Конек-Горбунок в итоге «вручает Ивану – народу! – всю власть», а «конек-горбунок, на дела все пригодный, – это сказочный горб всенародный, / Это в сказке народ про свой горб говорит: «Этот горб чудеса все творит». Соглашаясь с пролетарским поэтом, напомним недоброжелателям русского сказителя, еще и эпиграмму Ершова под названием «По прочтении одной газетной статьи»: «Лакеи – вообще народ не достохвальный, / Но гаже всех из них лакей официальный». А еще Петр Павлович обманно-лживые крики «ЭврИка, эврИка!» переводил как «Не ври-ка, не ври-ка!»
 
 

 

Эдуард ШЕВЕЛЁВ

 

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=599276

Вы здесь: Главная Информация 2015 год Премудрёная страна