Лицо невесты или реквием по Казахстану?
- Подробности
- Создано 20 Июнь 2012
19.06.2012
Источник: socialismkz.info
В Пермском музее современного искусства PERMM на смену скандально известной выставке «Родина» пришла новая экспозиция «Лицо невесты», в которой представлен широкий спектр казахского современного искусства.
В Казахстане существует свадебный обряд «беташар», во время которого открывают лицо невесты, скрытое платком. По словам кураторов, это первый за много лет выставочный проект искусства республики Казахстан в России в целом. В рамках выставки представлены работы более чем 20 казахских художников, в числе которых Канат Ибрагимов. Накануне он выступил в Москве на митинге против репрессий над казахскими политическими активистами и возложил черные розы к памятнику народного казахского поэта Абая, ставшего символом московского протестного движения «оккупай».
В Пермь художник привез видео с документальной съемкой расстрела рабочих в Жанаозене 16 декабря 2011 года, выложенное в youtube, и два больших полотна под общим названием «Любовь невозможна!». Президент Казахстана опроверг вооруженное нападение бойцов СОБРа и ОМОН на мирных демонстрантов, власть заявила, что ОМОН стрелял только в воздух и с целью самозащиты, но видео полностью опровергает эти слова: в безоружных людей прицельно стреляют на уровне головы и груди, и потом дубинками добивают уже упавших людей. Канат назвал это «казахским методом» разгона демонстраций. Сам художник и политический активист не понаслышке знает о репрессиях: после митинга оппозиции в марте 2011 года он отсидел 15 суток в спецприемнике и прямо в зале суда объявил голодовку, которую выдержал до освобождения, а в конце апреля 2012 года снова был задержан в одном из кафе Алматы после митинга «несогласных». Художник ожидал возможного изъятия своих работ из мастерской, но они благополучно прибыли на выставку.
На двух полотнах, сопровождающих видео, изображены черепа, покрытые сусальным золотом, с выползающей из них змеей. Золото намекает на «золотой век» назарбаевщины, когда политическая и экономическая элита, и в первую очередь члены семьи Назарбаева и власть придержащих кланов прибрали к рукам богатство страны, а народ кормили байками о том, что «сначала экономика, а политика потом». Поэтому два черепа символизируют, по словам художника, уродливое рыло «Казахской невесты» каковым является внешнеполитический фасад антинародного режима».
Поскольку ситуация в искусстве во многом отражает ситуацию в стране, то не случайна отрицательная реакция Каната Ибрагимова на работы других участников выставки и на казахское современное искусство в целом. Не смотря на то, что на выставке представлены работы по феминистской тематике, художник считает эти работы конъюнктурными, рассчитанными на западного зрителя, который хочет видеть Казахстан дикой экзотической страной. «Уродливое рыло казахского контемпрари арт также лживо и спекулятивно как накаченные ботексом, глауминовой кислотой, с удалёнными «монгольскими веками», неестественно изрезанные многочисленными пластическими операциями лица жен казахских олигархов и коррумпированных чиновников. У фашизоидно - байской, феодально-олигархической компрадорской власти Казахстана и у его туземного фальшивого современного искусства одинаковые гримасы: и те и другие - эгоистичная, самовлюбленная орава карьеристов и стяжателей. Им нет дела до того что происходит у них в стране, они дистанцируются от страданий народа. Они вместе солидарно врут в своей работе изображая «Лицо Казахской Невесты». «Лицо Невесты» гламурная фальшивка, подделка, симулякр политики, искусства, благополучия, и «успеха».