За нашу Советскую Родину!

Пролетарии всех стран, соединяйтесь !

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ
ВСЕСОЮЗНОЙ
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ

    

2-6 марта 1919 г. – Учредительный Конгресс III Коммунистического Интернационала (1919-1943 г.). Доклад В.И. Ленина о буржуазной демократии и диктатуре пролетариата.

БОЛЬШЕВИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (К 120-летию появления на политической арене)

 

 

БОЛЬШЕВИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

(К 120-летию появления на политической арене)

Большевизм существует, как

течение политической мысли и как

политическая партия, с 1903 года.

В. И. Ленин

Большевизм возник и оформился как идейное и политическое течение в российской социал-демократии на II съезде РСДРП, в июле–августе 1903 года (учредительный съезд этой партии состоялся в 1898 г.). При обсуждении устава партии на II съезде возникла полемика между В. И. Лениным и Ю. О. Мартовым по вопросу о членстве в партии. Если Мартов ограничивал членство в партии содействием ей в тех или иных вопросах, то Ленин настаивал на обязательном и постоянном участии членов партии в работе одной из ее организаций. Съезд поддержал формулировку Мартова, но при выборах центрального комитета партии большинство голосов получили сторонники Ленина, которые и стали называться большевиками, а их оппоненты во главе с Мартовым – меньшевиками.

Теоретической основой большевизма является учение К. Маркса о развитии общества. В. И. Ленин определял большевизм как «применение революционного марксизма к особым условиям эпохи». Большевизм, исходя из марксистской теории, выступил за социалистическое переустройство общества путем революции и установления власти в форме диктатуры пролетариата. При этом перспективной целью социальных преобразований было заявлено построение коммунизма.

В одной из своих существенных характеристик большевизм предстает как единство революционной теории и практики. Он сочетает в себе идейные, организационные и тактические принципы, выработанные Лениным. Большевизм явил собой последовательно марксистское течение политической мысли в международном рабочем движении, получившее свое политическое оформление в революционной пролетарской партии – в партии большевиков, созданной Лениным. Огромную роль в становлении большевизма сыграла печать, первоначально – газета «Искра».

Ленинизм как теория есть творческое и органичное развитие марксизма, поэтому можно и даже необходимо говорить о едином двучленном термине «марксизм-ленинизм», а о ленинизме – как марксизме XX века. Развивая марксизм в новых исторических условиях и применительно к российской действительности, Ленин пришел к теоретическому выводу о том, что капитализм на рубеже XIX–XX вв. вступил в стадию империализма. Главный вывод Ленина состоял в том, что империализм – это высшая и последняя стадия капитализма, канун социалистической революции.

В отличие от большинства социалистических течений большевизм отводит решающую роль в социальных преобразованиях субъективному фактору, включающему в свою структуру зрелость рабочего класса, его способность к активным революционным действиям, руководство действиями класса со стороны авангардной партии, соединяющей идеи социализма с рабочим движением.

В. И. Ленин как теоретик общественного развития и практик-реализатор идеологии, базирующейся на материалистическом понимании истории, неустанно заботился о выборе правильного образа действия в данное время, в данном месте. То есть теория для него есть прежде всего смысловое ядро практически-политических действий, – это одна из важнейших характеристик ленинизма.

VI (пражская) общепартийная конференция РСДРП (1912 г.) оформила большевиков как самостоятельную революционную партию, непримиримую в отношении оппортунизма. Ее отличали от меньшевиков жесткая дисциплина, подчинение членов партии решениям центрального партийного руководства, стремление к скорейшему достижению социализма и коммунизма. В 1917 г. VI большевистский съезд принял устав партии, которая стала называться Российской социал‑демократической рабочей партией (большевиков) – РСДРП(б). С тех пор слово «большевики» входило в официальное название партии – РСДРП(б), РКП(б), ВКП(б).

Вернувшись из эмиграции в Россию в апреле 1917 г., Ленин в знаменитых «Апрельских тезисах» провозгласил курс на социалистическую революцию и передачу власти советам – только что возникшим органам рабочего, солдатского и крестьянского самоуправления. В основе этого стратегического курса была идея о перерастании буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую: «Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства».

Стратегия, изложенная Лениным в нескольких речах и «Апрельских тезисах», выглядела крайне радикальной и не получила поддержки «умеренного» крыла партии большевиков, которое ориентировалось на превращение ее в левую оппозицию в демократической республике, однако на VII (апрельской) конференции большевиков победила политическая линия Ленина. Это предопределило последующее слияние большевиков с группой социал-демократов-межрайонцев, лидер которых Л. Д. Троцкий придерживался той же, что и В. И. Ленин, концепции перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. Центральной идеей, высказанной в этих тезисах, явилась установка на переход государственной власти к советам депутатов трудящихся.

Укрепление системы советов, в которых преобладали умеренные социалисты, привело к тому, что выдвинутый Лениным лозунг «Вся власть советам!» поддерживался не только большевиками, но также анархистами, частью эсеров и меньшевиков. В ходе июльского кризиса буржуазного режима большевики и другие сторонники перехода власти к советам потерпели поражение. После июльских событий Ленин отказался от мирного пути передачи власти советам и призвал своих сторонников к вооруженному восстанию с целью прихода к власти большевиков и контролируемых ими организаций.

С самого своего возникновения большевизм вел последовательную борьбу со всякого рода оппортунистами, ревизионистами, сектантами, догматиками. Он проделал исторический путь, который по богатству опыта не имеет себе равных. Верная своей программе, принятой в 1903 году, большевистская партия руководила борьбой народных масс России против царизма и капитализма в трех революциях: буржуазно-демократических революциях – 1905–1907 гг. и февральской 1917 г., а в октябре 1917 года – Великой Октябрьской социалистической революции.

Обеспечив победу Великого Октября, партия большевиков возглавила создание и упрочение советской власти, организовала оборону Советской республики в период гражданской войны 1918–1920 гг. В марте 1919 г. на своем VIII съезде партия приняла разработанную под руководством Ленина вторую программу, выдвинув задачу построения социалистического общества. Главным рычагом, «демиургом» социалистической реальности вождь большевиков рассматривал политическую власть – диктатуру пролетариата и революционного крестьянства. Она способна обеспечить движение к социализму независимо от уровня развития производительных сил, социально-классовой структуры, духовной культуры и т. д., что в догматическом истолковании явно противоречит известному тезису классической марксистской социологии: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание лицей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

Показательны в этом отношении следующие рассуждения Ленина: «Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя никто не может сказать, каков именно этот определенный «уровень культуры», ибо он различен в каждом из западноевропейских государств), то почему нам нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской власти и советского строя, двинуться догонять другие народы». Это был подлинный идейно-политический прорыв, результатом которого стала победа Великого Октября.

Разумеется, при этом речь шла не об отказе от признания объективно закономерного характера общественного развития, а об активном влиянии сознательной деятельности масс на изменение объективных условий действия законов общественного развития. Сознательно изменяя эти условия, люди создают объективную «почву» для появления новых законов. Так на место законов капитализма приходят путем революционных преобразований законы социалистического общества.

Это постулат ленинизма, наиболее радикально отличающий его от меньшевизма, который однозначно ориентировался на «ортодоксально» истолковываемую марксистскую концепцию единого пути развития мировой истории и победы социалистической революции одновременно во всех «цивилизованных» странах, к которым относили тогда страны развитого капитализма. Такая идейная позиция логически вытекала из марксистской теории общественно-экономической формации, которая утверждает, что основой развития общества выступает способ производства, определяемый уровнем развития производительных сил.

Следствием этой теории является понимание исторического процесса как линейного прогрессивного движения человечества от первобытности к коммунизму – через обязательный ряд переходных ступеней. Движение от капитализма к коммунизму начинают, соответственно, страны, достигшие наиболее высокого уровня развития производительных сил. В начале века таковыми были страны Западной Европы. Отсюда парадигма мышления и политическая стратегия своеобразного «революционного» европоцентризма: ориентация на Запад как оплот пролетарской революционности.

Соответственно, «меньшевиствующие» интеллигенты-социалисты в значительной своей части не видели предпосылок социализма, заключенных в общинной культуре русского крестьянства, столь непохожей на европейскую. Вспомним знаменитую метафору «первого русского марксиста» Г. В. Плеханова: Россия еще не смолола той муки, из которой можно испечь пирог социализма. Плеханов оказался тогда в лагере меньшевиков, но подобные воззрения были характерны и для ведущих теоретиков большевистской партии, которые оценивали социокультурный уровень страны по степени ее технико-экономического развития и поэтому считали, что именно Европа находится в авангарде общественного прогресса. Отсюда следовало, что в отсталой России движение по пути социализма возможно только вслед за европейскими странами.

Вместе с тем большевики, верные идеям пролетарского интернационализма, неустанно сплачивали левые, революционные элементы западноевропейских социал-демократических партий.

Итак, Ленин – основоположник большевизма (ленинизма) – науки об устройстве и развитии человеческого общества эпохи империализма и социалистических революций, науки о том, как уничтожить власть капиталистов и создать государство людей труда. Ленин – создатель первой в мире революционной пролетарской партии. Возглавляемые им большевики смогли открыть и научно обосновать историческую миссию рабочего класса как главной силы, которой предстояло (и ещё предстоит!) уничтожить власть капитала. Авторитет Ленина как вождя победоносной революции в России утвержден всей последующей историей СССР и других социалистических стран.

***

После смерти В. И. Ленина, в течение почти трех десятилетий главным идеологом большевизма выступал Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин. Он развил взгляды Ленина на статус и функции коммунистической партии в системе диктатуры пролетариата. Социальной основой диктатуры пролетариата он обозначает исторически обусловленный союз рабочего класса с крестьянством. Внешней функцией пролетарского государства является защита территории своей страны от нападений со стороны других государств.

ВКП(б) – партия, монолитная идеологически и организационно, в ней не может быть фракционной борьбы, ее члены подчиняются единой воле. Сталин характеризует ее как «орудие диктатуры пролетариата», «ядро власти», «боевой штаб рабочего класса». Партия большевиков возглавляет экономическую, политическую и идеологическую борьбу рабочего класса в их неразрывном единстве. Эта мысль была закреплена и в принятой в 1936 г. Конституции СССР: коммунистическая партия есть «руководящее ядро всех организаций трудящихся как общественных, так и государственных»

Уже в 1924 г. Сталин говорил: «Большевизм и ленинизм – едино суть. Это два наименования одного и того же предмета». Он подчеркивал, что большевики переносят «центр тяжести вопроса от внешнего признания марксизма на его проведение, на его претворение в жизнь». В своей деятельности партия опирается не на цитаты и изречения идеологов, а на практический опыт, проверяя каждый свой шаг на опыте, учась на своих ошибках. Этим, собственно, и объясняется, что в деятельности большевиков слово не расходится с делом, и учение Маркса сохраняет полностью свою живую революционную силу.

В работах Сталина большевизм – это ленинизм, его стратегия и тактика, это марксизм эпохи социалистических и национально-освободительных революций, эпохи крушения империализма, ликвидации колониальной системы, эпохи перехода на путь социализма все новых народов, торжества социализма и коммунизма во всемирном масштабе. Большевизм имеет величайшее международное значение и является выдающимся вкладом российского рабочего класса в теорию и практику революционной борьбы мирового пролетариата.

Сталин возглавил тогда те силы в большевистской партии, которые были настроены на развитие революционных преобразований в направлении социалистического строительства, кому были дороги исторические традиции российской культуры, кто был последователен в борьбе за социализм в СССР как отдельно взятой стране. Но это были далеко не все члены большевистской партии. Тогда еще в партийной среде были слишком сильны надежды на распространение нашей революции на развитые капиталистические страны Европы. Победоносно закончившаяся война Красной Армии против белогвардейщины и иностранных интервентов настраивала многих на военное решение этой задачи. Поэтому Сталин хорошо понимал, что впереди – тяжелейшая борьба за чистоту и единство партийных рядов.

Главными противниками И. В. Сталина и его соратников в идейно-политической борьбе вокруг этой проблемы выступали Л. Д. Троцкий и его сторонники. Троцкизм полагал, что миссия русской революции – пробить брешь в единой системе капитализма и создать плацдарм для «возбуждения» революционных взрывов в европейских странах. Он ставил своей задачей направить революционную энергию российского пролетариата на сокрушение национальных границ и тем самым способствовать мировой пролетарской революции. Троцкий называл революционные события в России прологом мировой революции пролетариата, «мостом к революции на Западе». Отсюда вытекала и основная задача – «встраивание» русской революции в мировой революционный процесс, возглавляемый наиболее развитыми капиталистическими странами.

В этом смысле троцкизм – предтеча современного «вестернизированного» глобализма. Троцкий и его сторонники своей идеологией и политикой обрекали Россию на пресловутое «вхождение в мировую цивилизацию», ставшее в наше время лейтмотивом политики российских «реформаторов-демократов». Они настойчиво стремятся «освободить» Россию от последствий «октябрьского переворота» 1917 года, чтобы достигнуть все той же цели: двинуть ее по пути «прогрессивного» Запада.

Среди большевистских теоретиков Сталин был наиболее последовательным противником подобной идейной ориентации, что, кстати говоря, вполне объясняет жгучую ненависть к нему со стороны нынешних «наследников» троцкистского глобализма.

И хотя влияние троцкизма на умы членов партии и коммунистической молодежи («молодежь – барометр революции», – вещал сам Троцкий) ко времени ухода Ильича было в какой-то мере утрачено, это еще не означало, что леворадикальная идеология и политика больше не имеют поддержки как в партии, так и – в особенности – среди молодежи. И семь лет спустя после революции в кругах активной молодежи (комсомольцы, студенты) подавляющее большинство составляли сторонники Троцкого. Существовала даже подпольная троцкистская печать. Поэтому троцкизм нельзя было преодолеть «верхушечной» борьбой, – его надо было разоблачить идейно, разоружить политически и организационно.

Позиции Троцкого были сильны в армии, в госаппарате, в ВЧК. Еще при жизни Ленина, на январском (1923 г.) пленуме ЦК в РКП(б) было принято 48 тысяч членов Еврейской коммунистической партии, официально отказавшейся от своей сионистской программы. Троцкисты (в значительном числе – бывшие члены этой партии) быстро проникли во все поры государственного механизма, прежде всего, в карательные органы – прокуратуру, следственные структуры, суды, руководство исправительно-трудовыми колониями, тюрьмами и лагерями, – и держались там долго и упорно.

В партийных кругах развертывалась острая идейно-политическая борьба – главным образом, на съездах партии и пленумах Центрального Комитета. В январе 1925 года пленум ЦК освободил Троцкого от постов наркомвоенмора и председателя Реввоенсовета. Позиции его самого и всех сторонников мировой революции были сильно подорваны. В партийной среде распространялось мнение, что Троцкого нельзя считать настоящим большевиком.

Но едва только он перестал быть конкурентом, как обнаружились идейные и политические расхождения Зиновьева и Каменева со Сталиным. Это было неизбежно: как и Троцкий, они не видели перспективы строительства социализма в СССР вследствие экономической отсталости страны и отсутствия мировой революции. Однако за ними был авторитет теоретиков и вождей революции, поэтому Сталину и дальше предстояла тяжелая политическая борьба. Она сосредоточилась тогда вокруг «новой экономической политики».

Сталин не выступал против введения нэпа, однако раньше других увидел, что эта политика обеспечила оживление экономики непомерно высокой ценой. Она привела к восстановлению и укреплению позиций капитала, особенно торгового, как в городе, так и в деревне, по существу закрыв перспективу скорейшего подъема индустриальной мощи страны. Вследствие укрепления позиций кулачества и обнищания бедноты деревня вновь оказалась на грани гражданской войны. Результатами нэпа стали рост преступности, падение нравов, коррупция чиновников.

Нэп, если и не был ошибкой с самого начала, то к середине 20-х годов полностью исчерпал себя. Объективно это означало поражение тех интеллигентских сил в партии, которые рассматривали Россию как верного ученика передовой Европы, – они все меньше определяли политический курс страны. Сталин призывает восстанавливать и развивать промышленность. Для этого надо максимально ограничить частный капитал, кооперировать деревню, т. е. шаг за шагом двигаться по пути социализма.

Между тем, сталинская установка на построение социализма в отдельно взятой стране – «отсталой», «лапотной» России – рассматривалась «верными ленинцами» как нарушение самих основ учения Маркса и Ленина. Они встали в оппозицию к Сталину и его политике. На XIII съезде партии, как и на предыдущем, с отчетным докладом выступал Зиновьев. Он высказался за продолжение новой экономической политики. Съезд, между тем, принял решение сделать главную ставку не на закупку товаров за рубежом, а на всемерное развитие собственного производства. И развивать его не для прибылей лавочников, а для обеспечения народа необходимыми товарами. В резолюции съезда была подчеркнута необходимость развития тяжелой индустрии, – это была победа сталинцев: в обществе утверждались идеи созидания новой России. Соответственно, падал авторитет лидеров оппозиции сталинскому курсу.

Однако троцкистская оппозиция постепенно сплачивалась в борьбе против Сталина и его сторонников. В ее поддержку высказалось несколько рабочих коллективов столицы. Появилось «Заявление 83-х» – документ, подписанный старыми большевиками, представителями «ленинской гвардии». На XIV съезде (декабрь 1925 г.) троцкисты и зиновьевцы («новая оппозиция») стремились во что бы то ни стало низвергнуть Сталина и утвердить на посту Генерального секретаря своего человека, – от этого теперь зависела судьба их политической линии.

Между тем, Сталин предложил на съезде грандиозную программу индустриализации, а его противники – ничего. В результате сталинцы одержали еще более убедительную победу. После съезда Троцкий, Зиновьев и Каменев за их теоретические ошибки и антипартийную деятельность были выведены из состава Политбюро ЦК и отстранены от руководящих постов. В Политбюро были избраны сторонники сталинского курса В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов и М. И. Калинин.

Весной 1926 года Троцкий, Зиновьев и Каменев выработали единую платформу и образовали политический блок внутри партии, но на октябрьском пленуме ЦК Троцкий и Каменев были выведены из состава Политбюро, а Зиновьев изгнан из руководства Коминтерна. XV съезд партии (декабрь 1927 г.) продемонстрировал окончательное идейное и политическое поражение троцкизма. Съезд признал принадлежность к «левой оппозиции» несовместимой с членством в партии. Троцкий, Зиновьев и Каменев были выведены из состава ЦК и исключены из партии.

Отстранение троцкистско-зиновьевской оппозиции от руководства партией стало фактом. Это была победа сталинского курса, – Сталин становится самым авторитетным среди партийных вождей, а с конца 20-х гг. – главной фигурой в политической жизни страны. Партия сохранила верность ленинскому знамени, борьба Сталина за ее единство увенчалась успехом, – ленинские заповеди, касающиеся руководящей роли партии, были с честью выполнены.

С начала 30-х гг. антисталинская оппозиция уходит в подполье и встает на путь антигосударственных заговоров. Троцкий заявил тогда, что в ВКП(б) существует самая большая секция созданного им IV интернационала. Его единомышленники, занимавшие различные партийные и государственные посты стали руководителями теперь уже нелегальной оппозиции сталинской власти. Они вербовали сторонников, организовывали разного рода диверсии и саботаж на производстве, готовили государственный переворот. С Троцким тайно поддерживали связь многие дипломаты и разведчики за границей. В связи с этим, задача борьбы с внутренними врагами стала первостепенной.

Так в борьбе с оппортунистическими течениями внутри большевистской партии – отзовистами, троцкистами, «рабочей оппозицией», правым уклоном в ВКП(б) и другими антипартийными группами – креп и закалялся большевизм. Партия направила все силы советского народа на осуществление социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, обеспечила победу социализма в СССР. Она привела советский народ к всемирно-исторической победе в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., организовала восстановление и дальнейшее развитие социалистического народного хозяйства.

В результате этих побед и укрепления единства советского общества коммунистическая партия рабочего класса превратилась в авангард советского народа, стала партией всего народа, расширила свое направляющее влияние на все стороны общественной жизни. Под ее руководством советский народ проложил столбовую дорогу к социализму для трудящихся всех стран. «Советская Атлантида» и сегодня является негаснущим маяком для трудящихся масс всего мира.

***

В 1952 году, на XIX съезде ВКП(б) по предложению И. В. Сталина партия большевиков была переименована и стала называться Коммунистической партией Советского Союза – КПСС. По злой иронии истории, с этим переименованием закончилась и история большевизма в СССР. Вскоре после смерти И. В. Сталина фактом стало замалчивание его имени, а вскоре и оскорбительное издевательство над его памятью. Внешне это выглядело как вакханалия, не имеющая отношения к идеологии. В действительности на этом фоне совершалась скрытая ревизия ленинско-сталинских принципов большевизма – замена их потребительскими установками западноевропейской социал-демократии.

Происходило это под фальшивыми лозунгами борьбы против культа личности Сталина. И когда хрущевские вандалы свергали с пьедесталов памятники Сталину, это был апофеоз дикой ненависти пигмеев к личности поистине вселенского масштаба. Со временем, когда попытались, образно говоря, возвести на эти пьедесталы фигуру «верного ленинца», вдруг обнаружилось, что народ воспринимает эту фигуру кто – с кривой усмешкой, а кто – с открытой неприязнью. Пришлось дать «задний ход»: Хрущев был снят со своего руководящего поста, однако более двадцати лет имя Сталина на официальном уровне попросту замалчивалось.

И только в 1985-м, когда грянула горбачевская «перестройка», – она вылилась не только в новый раунд клеветы на Сталина, но и – в разрушение экономической и политической системы социализма. Началась открытая ревизия идейных установок сталинской ВКП(б) и отказ от ее политической практики.

Вот тогда возвысили свой протестный голос коммунисты ленинско-сталинской закалки. Первый серьезный акт сопротивления свершился в 1988 г. 13 марта в газете «Советская Россия» появилась и поныне памятная всем сторонникам советского строя статья преподавателя Ленинградского технологического института Н. А. Андреевой «Не могу поступаться принципами». Вскоре она была перепечатана десятками региональных изданий.

Статья Н. А. Андреевой произвела тогда эффект разорвавшейся бомбы: она была первой публикацией, альтернативной антисталинскому курсу горбачевского ЦК КПСС. Горбачевцы опомнились только почти месяц спустя: 5 апреля в «Правде» была опубликована статья их идеолога А. Н. Яковлева, который назвал публикацию Н. А. Андреевой «манифестом антиперестроечных сил». Характерно, что с 13 марта по 5 апреля все «перестроечные журналисты», резво «разоблачавшие» сталинизм, вдруг заткнулись и прекратили свою «смелую критику», – настолько страшным оказалось для них слово правды.

Горбачевско-яковлевская антисоветская и антисталинская клика после короткого замешательства и временной растерянности мобилизовала все имевшиеся в ее распоряжении идеологические орудия главного калибра, чтобы сокрушить идеи и призывы строптивого автора опасной для «перестройщиков» статьи. Горбачев опасался, что на платформе этого «манифеста» будет складываться политическое сопротивление перестройке. Поэтому во всех СМИ была развязана настоящая «психическая атака» против Н. А. Андреевой, переросшая в ее массированную травлю.

С другой стороны, для противников горбачевщины само имя Н. А. Андреевой стало символом сопротивления реставрации капитализма. Мужественного автора смелой статьи называли «женщиной, приостановившей перестройку». В самом деле, впервые за более чем три десятилетия открыто и мощно прозвучал призыв к возрождению сталинских принципов идеологии и практики. Эти принципы были заново сформулированы и провозглашены Н. А. Андреевой. Она обвинила Горбачева и его приспешников в западничестве, в фальсификации истории социализма и отходе от сталинской идеологии и политической практики, а в конечном счете – в предательстве основополагающих принципов марксизма-ленинизма.

Статья Нины Андреевой дала старт активной борьбе за преобразование идеологии КПСС. В июле 1991 г. была создана «Большевистская платформа в КПСС», на ее всесоюзной конференции в Минске была принята резолюция «О политическом недоверии Генеральному секретарю ЦК КПСС М. С. Горбачёву», была начата подготовка к созыву чрезвычайного съезда КПСС, который, по замыслу его организаторов, был призван объявить «перестройку» антинародной, капитулянтской политической линией, ведущей СССР к катастрофе с перспективой его расчленения и превращения его частей в полуколонии Запада, а также привлечь Горбачева и его подельников к партийной ответственности за развал КПСС и за политическое предательство.

Однако съезд провести не удалось: события августа 1991 года – создание ГКЧП, антисоветский переворот Б. Н. Ельцина, «приостановка» им деятельности КПСС, а в дальнейшем и ее запрет коренным образом изменили ситуацию в стране, – «Большевистская платформа» была распущена, на повестку дня встал вопрос о необходимости создании новой, подлинно большевистской партии.

8 ноября 1991 года в Ленинграде состоялся I съезд вновь созданной партии – ВКПБ, которую возглавила Н. А. Андреева. Партия была воссоздана на основе ленинско-сталинских принципов большевизма. «Принципы не подарены нам, а выстраданы нами на крутых поворотах истории отечества», – заявила Нина Александровна и делом подтвердила свою позицию.

По своей социальной базе, целям, задачам, структуре, формам и методам борьбы ВКПБ является партией ленинского типа, выступающей как политический авангард рабочего класса и его идеологических союзников, организацией единомышленников-коммунистов, противостоящих как буржуазной контрреволюции, так и оппортунистам из бывшей КПСС. Всесоюзная Коммунистическая партия Большевиков не замыкает причины контрреволюции лишь на предательстве Горбачева и его сообщников, а исходит из того, что без нарастающих с конца 50-х годов в партии и в стране объективных и субъективных предпосылок капитулянтства была бы невозможна горбачевская перестройка, расчистившая путь для прихода к власти мафиозной буржуазии. Не следует при этом забывать, что на развитие контрреволюционных процессов в СССР Запад, в частности США, затратил многие миллиарды долларов.

В программе ВКПБ было заявлено, что партия наследует принципы большевизма, выработанные на протяжении его истории. Она представляет собой высшую форму классовой организации пролетариата, передовой отряд рабочего класса, выступающего в союзе с крестьянством и трудовой интеллигенцией.

Партия провозглашает, что ее задачами являются:

– завоевание политической власти: низвержение диктатуры буржуазии и установление диктатуры пролетариата;

– уничтожение частной собственности на орудия и средства производства;

– возрождение Союза Советских Социалистических Республик;

– дальнейшее укрепление диктатуры пролетариата в интересах полной победы социализма и постепенного перехода к коммунизму.

Идеологическую и теоретическую основу ВКПБ составляет учение Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина, его творческое применение и развитие в современных условиях. Партия является составной частью мирового коммунистического движения, ставящего своей конечной целью победу коммунизма на всей планете.

Голос ВКПБ и ее главного печатного органа «Серп и Молот Большевика», последовательно отстаивающий учение и политический опыт Ленина и Сталина, был услышан народом, – возрождение большевизма стало фактом. «Советский пример, пример социализма, всегда был и остаётся очень заразителен для угнетённых народов мира. Социализм несёт в себе крах капитализму, неизбежность перехода человечества на новую более высокую ступень развития цивилизации – социализм. Отсюда и ненависть ко всему, что связано с СССР, а теперь и с Россией как правопреемницей СССР» (Из выступления Н. А. Андреевой 11 февраля 2018 г. на Пленуме ЦК ВКПБ, посвящённом 30-летию возрождения большевизма).

Сегодня большевизм особо актуален и современен. Он современен своим, примененным им ко всему разнообразию выдвигавшихся жизнью задач, строго научным подходом, доведённым до высшего совершенства, начисто лишенным какого-либо идеализма и утопизма. Он современен своим принципиальным отстаиванием необходимости диктатуры пролетариата как обязательного условия для разгрома буржуазных сил. Современен он и своим непримиримым отношением к антимарксистам, как явным, так и скрытым, рядящимся в коммунистические одежды и действующим в интересах буржуазии. Умение разоблачать псевдокоммунистов, устанавливающих «лимиты на революции», пропагандирующих «парламентский кретинизм», а равно и не менее вредных для нашего дела левацких краснобаев, разного рода идеалистов, «коммунистических богоискателей», сейчас, как и во времена Ленина, является одной из важнейших задач современных большевиков и всех сознательных трудящихся.

Ныне принципы большевизма активно и последовательно отстаивают политические силы, группирующиеся вокруг ВКПБ, ее Центрального Комитета, возглавляемого генеральным секретарём ЦК ВКПБ Дегтяренко Николаем Ананьевичем и печатного органа – газеты «Серп и Молот Большевика».

Учение Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина не может умереть или устареть, как не могут умереть или устареть, например, законы физики. Это учение получает, по ходу времени, лишь уточнение и дальнейшее развитие. Из него следует, что новая социалистическая революция есть неизбежный этап исторического развития человеческого общества, и путь к революционным преобразованиям указывают мысли и дела великих вождей большевизма – Ленина и Сталина, развиваемые и популяризируемые теоретиками и политическими деятелями Всесоюзной Коммунистической партии Большевиков.

В. А. Туев,

доктор философских наук, профессор.

Ленинград

Вы здесь: Главная Идеология, экономика, политика БОЛЬШЕВИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ (К 120-летию появления на политической арене)